Погибшие во второй мировой войне
 
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
 
Яндекс.Погода

Абаев Георгий Николаевич
(сел. Коби 25.11.1908-07.09.1993 г.г.)
Похоронен в гор. Тбилиси

Гвардии полковник авиации. Окончил рабфак в г. Тбилиси, а затем Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота. Участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Был начальником аэродромной службы авиационных соединений и 5-й воздушной армии. Награжден Орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и шестнадцатью медалями.

 Абаев Георгий Николаевич. Фронтовые аэродромы.

На долю поколения, к которому принадлежит Георгий Николаевич Абаев, выпала завидная судьба, богатая содержательная жизнь. Исторические события в жизни страны стаяла вехами биографии Г. Н. Абаева и его современников. Ветеран партии, войны, труда и комсомола, полковник в отставке Георгий Николаевич Абаев всегда находился на переднем крае, в строю борцов за коммунизм. И Родина высоко оценила его боевые и трудовые заслуги. На груди у ветерана орден Красного Знамени, 1ри ордена Отечественной войны, два ордена Красной Звезды, шестнадцать боевых медалей. Труд и верность служебному долгу стали главными в жизни простого осетинского паренька из далекого горного селения Коби.

Незабываемые 20-е годы. Секретарь райкома комсомола Георгий Абаев ведет активную борьбу за укрепление Советской власти в горных селениях, за ликвидацию неграмотности среди горцев, за создание коллективных хозяйств. Особое внимание уделяется вовлечению в ряды комсомола девушек, приобщению их к общественной работе.

Трудовые 30-е годы. Учеба на рабфаке в г. Тбилиси, а затем в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. После окончания института Георгий Николаевич призван в ряды Военно-Воздушных Сил и отправлен в энский военный округ на должность инженера-инспектора аэродромной службы округа. Он активно участвует в реконструкции старых аэродромов и строительстве новых, в подготовке аэродромной сети округа к боевым действиям.

Огненные 40-е годы. С первого и до последнего дня войны Г. Н. Абаев на фронте в должности начальника аэродромной службы авиационных соединений и армии. Две боевые медали на кителе ветерана - "За оборону Кавказа", "За освобождение Праги" - обозначают его боевой путь. Он участник жестоких боев за Крым в 1941 г. и битвы за Кавказ в 1942-43 годах. В мае 1942 г. на Кубани была сформирована 5-я Воздушная армия, и майор Абаев назначен начальником аэродромной службы армии. С этой прославленной армией и была связана вся последующая боевая деятельность Г. Н. Абаева... Летчики 5-ой Воздушной армии громили фашистские войска в небе Кавказа и Воронежа, Украины и Румынии, участвовали в освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии. На инженерно-аэродромную службу армии возлагалась задача обеспечения боевых действий летчиков армии, поддержания в постоянной боевой готовности аэродромов. В ходе наступательных боев необходимо было строить новые аэродромы, восстанавливать и усовершенствовать старые, приспосабливать их к новой технике. В обязанности начальника инженерно-аэродромной службы входили также подготовка подъездных путей к аэродромам, проведение работ по укрытию самолетов, по маскировке авиационной техники армии.

В 1943 г. соединения 5-ой Воздушной армии под командованием генерал-лейтенанта авиации С. К. Горюнова участвуют в Курской битве, в освобождении Белгорода, Харькова, Полтавы, в битве за Днепр.

 Начальник оперативного отдела штаба 5-ой Воздушной армии С. Н. Гречко (ныне генерал-полковник авиации) в своих военных мемуарах "Решения принимались на земле" тепло отзывается о работе Г. Н. Абаева в те дни:

 "Батальон аэродромного обслуживания, тыловые части и инженерно-аэродромные подразделения под руководством начальника аэродромного отдела армии подполковника Г. Н. Абаева сумели в исключительно короткий срок, работая днем и ночью, подготовить прифронтовые аэродромы, на которые заблаговременно перебазировались части нашей истребительной и штурмовой авиации".

Наступил 1944 год. Войска 5-ой Воздушной армии в составе II-го Украинского фронта участвуют в освобождении Правобережной Украины и в разгроме немецко-фашистских войск в Корсунь-шевченковской и Умано-Ботошанской наступательных операциях.

Георгий Николаевич вспоминает:

- В те годы войны много было боев, но самые тяжелые для 5-ой Воздушной армии были бои в районе Кировограда и Умани. Весна на Украине была ранняя. Дороги раскисли, страшная распутица. Автотранспорт, а иногда даже танки, застревали в непролазной грязи. Все остановилось. Аэродромы вышли из строя. Но пехота и конница шли вперед, их надо было поддерживать с воздуха, и мы делали все возможное и невозможное для создания грунтовых аэродромов.

Командующий армией генерал Горюнов приказал начальнику тыла генерал-майору Тараненко и подполковнику Абаеву создать поисковые группы и найти площадки для грунтовых аэродромов ближе к передней линии, чтобы посадить там боевые самолеты.

Подполковник Абаев на самолете У-2 вылетел на разведку, провел разведку и в 7-8 км от Днепра нашел возвышенную площадь, пригодную для грунтового аэродрома. За одни сутки с помощью нашей пехоты и местного населения были зарыты окопы и воронки на этой площади, утрамбован грунт, укатана взлетная полоса. Г. Н. Абаев вылетел в штаб армии и доложил, что грунтовый аэродром готов.

По приказу командира Г. Н. Абаев на следующее утро, 20 марта 1944 г., вновь вылетел на этот аэродром на самолете У-2, взяв с собой горючее и боеприпасы для истребителей. На подходе к новому аэродрому они увидели, что в воздухе находится несколько десятков фашистских самолетов. Они бомбили переправу через Днепр. Два самолета из этой группы отделились и погнались за беззащитным У-2, на котором находился Абаев. Фашистские стервятьш1си открыли пулеметный огонь по нашему самолету. Летчик У-2 снизился на 50 м и постарался уйти от погони. Он был ранен, но все же смог оторваться от фашистских стервятников и посадить самолет. Самолет был изрешечен, в нем насчитали 63 пробоины. Погиб стрелок-радист, от ран на земле скончался пилот. Г. Н. Абаев был ранен в правое колено. По счастливой случайности бочки с бензином не попали под огонь фашистских самолетов. Вскоре прибыл наш второй самолет с личным составом для обслуживания аэродрома Раненый Г. Н. Абаев весь день руководил подготовкой аэродрома и не уехал в госпиталь, пока не прибыли наши авиационные части.

Но и в госпитале подполковник Абаев не долечился до конца и через месяц, как только начал передвигаться с помощью палки, попросился в боевой строй. Врачи не разрешили, но с помощью начальника тыла армии он все же выписался и прибыл на фронт. За умелую подготовку аэродрома и личное мужество в боях за освобождение Правобережной Украины Г. Н. Абаев был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Запомнилась Г. Н. Абаеву Ясско-Кишиневская операция в августе 1944 г. Скрытно от противника проводилась большая работа по совершенствованию аэродромной сети и приближению авиачастей к линии фронта. 5-ая Воздушная армия выполняла боевую задачу по обеспечению разгрома фашистских войск ударами с воздуха. В этих боях войска I и III Украинских фронтов уничтожили 22 немецких дивизий и разгромили все румынские войска, находившиеся на фронте. Недобитые группы фашистских солдат и офицеров стремились уйти на Запад, скрывались в лесах а нападали на наши штабы и тылы, обстреливали наши транспортные самолеты. Штаб тыла и инженерно-аэродромные батальоны неоднократно вступали в бои с этими фашистскими бандами. В одном бою в районе г. Васлуй погиб друг и соратник Абаева начальник тыла армии генерал-майор авиации П. М. Тараненко, большие потери понесли подразделения инженерной службы. Подполковник Абаев неоднократно участвовал в боях по уничтожению фашистских банд в Молдавии и Румынии. В этих боях он проявил мужество и отвагу и был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Наступил победный 1945 г. Войска II-го Украинского фронта вели ожесточенные бои в Венгрии, окружили и разгромили 188-тысячную группировку фашистов и освободили г. Будапешт. В боях за Будапешт вновь отличились подразделения инженерно-аэродромной службы под командованием подполковника Абаева. Для успешных боевых действий армии по приказу командира необходимо было построить шесть-семь аэродромов с щебеночно-гравийным покрытием. За короткий срок таких аэродромов было построено девять. Но кроме этого было построено много грунтовых аэродромов, восстановлены и отремонтированы венгерские аэродромы. В результате аэродромов оказалось столько, что на них можно было разместить еще одну воздушную армию. И вскоре по приказу представителя ставки Верховного Главнокомандования маршала авиации Г. А. Ворожейкина на этих запасных аэродромах были размещены авиационные части 17-й воздушной армии III-го Украинского фронта.

Георгий Николаевич рассказывает:

-   В Венгрии мне запомнилось строительство аэродрома на территории ипподрома, который некогда принадлежал диктатору Венгрии Хорти. На этом ипподроме были две беговые дорожки шириной 22 м с гаревым покрытием. К этим двадцати двум метрам пришлось добавить с одной и с другой стороны гравия, щебенки.

Таким    образом    из   ипподрома   фактически    получилось    два аэродрома    с    хорошими    взлетно-посадочными    полосами.    А закругление     мы     использовали     как     рулежную     дорожку. Строительство  этого  аэродрома  потребовало  много  энергии  и труда.   Но   зато   на   нем   разместилась   целая   истребительная авиационная дивизия, которая успешно громила врага в Венгрии.

Наши  истребители  делали  по  пять-шесть  вылетов  в  день  на Будапешт, без заправки горючим, так как аэродром был вблизи переднего края и одной заправки хватало на многое, а боеприпасы надо было после каждого вылета пополнять заново. За  успешное  выполнение   боевых  заданий  в   ходе    освобождения Венгрии, Австрии и Чехословакии Г. Н. Абаев был награжден орденом Красного   Знамени.    Высоких   наград   были   удостоены   и   многие   его подчиненные. В их числе земляки из Северной Осетии ст. лейтенант А. Т. Вартанян, командир инженерной роты майор И. Н. Таболов, подполковник В. С. Кутаров, капитаны В. А. Абаев, Б. С. Цаллагов, С. Н. Сергиенко и др.

В боях за освобождение Венгрии и Чехословакии 5-ая Воздушная армия поддерживала боевые действия Первой гвардейской конно-механизированной группы генерала И. А. Плиева, совершавшей дерзкие рейды по тылам врага. Г. Н. Абаев гордился подвигами своего знаменитого земляка, несколько раз встречался с ним во фронтовой обстановке, и каждая встреча приносила огромную радость, оставляла неизгладимый след в памяти.

В подчинении Г. Н. Абаева находилось 7 инженерно-аэродромных батальонов и все они отличались в боях против фашистских захватчиков. 24 инженерно-аэродромный батальон был награжден орденом Красного Знамени. 61 батальон награжден орденом Красной Звезды. Следует сказать, что из всех инженерно-аэродромных батальонов Красной Армии за годы войны только 24-й батальон был награжден орденом Красного Знамени.

Это была высокая оценка самоотверженного труда и беззаветной храбрости личного состава, состоявшего, как правило, из солдат пожилого возраста, раненых, а также девушек. Но несмотря на это, личный состав всегда выполнял боевые задания быстро, качественно, проявлял храбрость, высокое сознание долга, дисциплину, разумную инициативу, усердие, выносливость, смекалку. Г. Н. Абаев гордился своими подчиненными, глубоко уважая их, и до сих пор с чувством благодарности о них вспоминает. За годы Великой Отечественной войны инженерно-аэродромный подразделения 5-й Воздушной армии под командованием полковника Абаева построили, реконструировали и восстановили 329 аэродромов. И все это под огнем противника, бомбардировок с воздуха, артиллерийско-минометного обстрела на земле, в условиях острой нехватки техники, а порою и личного состава. В осеннюю распутицу, зимние жестокие морозы, в метель и пургу, днем и ночью личный состав трудился, не зная отдыха, обеспечивая на земле боевую работу авиации. Это ли не боевой и трудовой подвиг!

Отгремели грозные бои, закончилась Велика Отечественная война, но Г. Н. Абаев продолжал службу в рядах Советских Вооруженных Сил. В 1966 г. по выслуге лет и возрасту уволился в запас, но с Военно- Воздушным флотом не расстался. Несмотря на ранения, болезни, возраст, продолжал служить и работать как служащий Советской Армии.

Работал на должности старшего инженера отдела аэродромной службы. Свой богатый опыт он передавал молодым офицерам, учил их методам ускоренного ввода в строй разных объектов, постоянно выезжал в подразделения округа. За самоотверженный труд в послевоенный период Г. Н. Абаев был награжден орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги".

В домашнем архиве ветерана десятки Почетных грамот, армейские значки, благодарственные адреса, теплые письма от фронтовых друзей. Это свидетельство высокого авторитета ветерана, глубоко уважения к нему со стороны сослуживцев, ветеранов, земляков, друзей и товарищей.

Более полвека пробыл в строю советской авиации Георгий Николаевич. И только в 1984 г. из-за резкого ухудшения зрения вынужден был уйти на заслуженный отдых. Но ветеран продолжает поддерживать со своими боевыми товарищами, прославленными авиаторами 5-й Воздушной армии.

 

  Д. Хубаев