Погибшие во второй мировой войне
 
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 
Яндекс.Погода

Хубецова Раисия Васильевна.
Родилась в г.Алагире (22.12.1922- 03.01.2002г.).
Похоронена на Аллее Славы в г. Владикавказе.

 

 

Супруга Хаджумара Киримовича Абаева (певец – бас) Хубецова Раисия Васильевна. Окончила литературный институт им. М.Горького. Член союза писателей СССР. Драматург. Ее пьесы шли не только на осетинской сцене, но в других городах СССР и за границей. Работала директором музея осетинской литературы им. К.Хетагурова. Являлась заведующей литературной частью Осетинского театра, руководила секцией драматургов. Она была членом правления Союза писателей РСО-Алания, членом худсовета. Заслуженный работник культуры России. Награждена двумя орденами «Знак Почета». Дети: Чермен (1960-1970 - трагически погиб, дочь Азау - работает в министерстве культуры и искусства РСО-Алания.

С ГОРЯЧЕЙ ВЕРОЙ В ЖИЗНЬ
РАИСЕ ХУБЕЦОВОЙ - 60 ЛЕТ

Про нее говорят, что она резка в суждениях, эмоциональна во время обсуждения того или иного произведения. «А я нб могу иначе. Та-кой рождение»,— следует неизменный ответ Раисы Васильевны. И это правда. Драматург Р. В. Хубецова не приемлет жизни спокойной. Ей до всего есть дело. Волнует и вопрос создания музея дружбы народов, и реконструкции литературного музея, и проекта монумента славы, и программы университета культуры в районе, и судеб молодых драматургов, и многого, многого другого.

В драматургии ее активность заключается в постоянном стремлении поднять наиболее острые проблемы современности, поставить на повестку дня вопросы, волнующие общественность. Эти же чувства владели ею в 1948 г., когда она, еще, будучи студенткой второго курса литературного института им. М. Горького, принесла в осетинский театр свою первую пьесу «Наши друзья». Волновало ее то же, что и всех — судьбы недавних фронтовиков, вернувшихся к родной земле, их усилия по восстановлению разрушенного войной сельского хозяйства. Был сделан "первый робкий шаг, ее поддержали, и спектакль получился нужным, полезным. А начинающий драматур!1 почувствовала уверенность, горячее участие и заинтересованность в ее судьбе придало новые силы. Эта постановка запомнилась на всю жизнь. Образы же Калтока и Цолдахана в талантливом исполнении артистов театра В. Галазова и 3. Кочисовой — особенно, ибо они стали нарицательными, «Я очень обязана осетинскому театру»,— часто говорит Р. В. Хубецова. И это правда. Большую помощь оказали молодому автору во время. постановки ее первой пьесы и режиссеры и актеры. С тех пор эта дружба не прекращалась и принесла немало творческих удач. Именно там, в театре, росла Р. Хубецова как драматург, там совершенствовались ее пьесы, получали свое с Сценическое воплощение и «выходили на суд» зрителя.

Положительной оценки был удостоен спектакль «Замират» по одноименной пьесе Р. В. Хубецовой, которую она представила театру в 1953 году, через год после окончания литературного института. В центре событий — образ молодого агронома колхоза Замират, натуры романтической, мечтающей о цветущих садах, но которой приходится с косностью отсталых руководителей... Спектакль получился современным, поэтому был тепло принят зрителем. И в немалой степени, думается, способствовала этому актуальность поднимаемых проблем, та взволнованность, которая ощущалась в постановке от начала и до конца. «Как драматурга меня всегда волнует вопрос неразрывности интересов народа и отдельной личности. По-моему, это тоже одна из характерных черт советского образа жизни»,— говорит Р. Хубецова. Эта тема звучит лейтмотивом во многих ее пьесах: и в «Искателях счастья», и «Хетаге», и «Счастье народа». .

В 1957 году в Осетинском театре состоялась премьера- лирической комедии «Песня Софьи» (написана в соавторстве с Г. Хугаевым). Эта жизнерадостная комедия получила широкое признание. Она звучала на, осетинском, русском, украинском, чувашском, молдавском и других языках братских народов нашей страны. В чем же секрет успеха? А в том, должно быть, что посвящена постановка нашим современникам, тем, кто создает материальные блага, выращивает хлеб наш насущный. И рассказали о них весело, с большой любовью и сердечной теплотой. По меткому выражению одного из рецензентов, среди персонажей этой комедии нет неудачников.

Действительно, все они искрометно-веселые, с острым чувством коллективизма, по-хорошему упрямые и настойчивые, а главное — влюбленные в родную землю, в жизнь. От знакомства с этим спектаклем зритель всегда получал хороший духовный заряд, уходил отдохнувший после трудового дня, с отличным душевным настроем.

Газета «Советская культура» весьма положительно отозвалась о спектакле. Содержание статьи можно было бы определить ее названием: «Смело, ярко, выразительно».

В 1960 г., в Дни декады Северо-Осетинского искусства и литературы в Москве «Весенняя песня» была показана на сцене Кремлевского театра как одно из лучших современных произведений осетинского театрального искусства и получила высокую оценку столичной театральной общественности.

В последующие годы Хубецова создает несколько произведений, которые- становятся этапными в ее творческой биографии.

Это, в первую очередь, историко-революционная драма «Черная девушка» — рассказ о трудных человеческих судьбах в осетинской действительности кануна Октябрьской революции. Главный стержень пьесы— образ Бабуца (черной девушки), униженной и оскорбленной братом — полковником царской армии, у которого она живет в вечном страхе, на положении служанки. Законы адата обрекают ее на покорность, на жестокую необходимость повиноваться этому отмирающему чахоточному монархисту, ненавидящему все новое. Автор показывает нам сложный процесс прозрения Бабуца и ее извилистый путь к правде. Образы а пьесе (и положительные и отрицательные) даны крупно, ярко. Столкновения мотивированы. Поступки героев соответствуют их характерам, события подаются с четких классовых позиций.

Особое место в творчестве Р. Хубецовой занимает драма «Материнская слава», постановка которой была осуществлена в 1974 г. вначале осетинским, а затем рядом других театров страны. Спектакль был выдвинут, в числе лучших, на Всероссийский смотр в ознаменование 30-летия со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне и был удостоен специального диплома «...За создание значительного драматургического. произведения на военно-патриотическую тему». Нельзя не восхищаться и не гордиться теми человеческими качествами, которыми наделена главная героиня этой драмы Кади—сила воли, благородство, сознание высокого смысла самопожертвования во имя счастья родной земли.... Да, да, самопожертвования! Иначе нельзя назвать подвиг матери, пославшей в лихую для Родины годину на битву с врагом пятерых сыновей и больше не дождавшейся их... «А подвиг здесь все-вся жизнь этой женщины. И то, что одна, без мужа подняла сыновей и вырастила. И то, что благословила их на бой. И то, что годы ждала их возвращения. Надеялась и верила в него, несмотря на давно уже пришедшие «похоронки».И то, наконец, что горькие утраты не согнули эту женщину, не встали преградой между нею и людьми, не ослепили ее разум, нс лишили веры в жизнь»,— писал журнал «Театральная жизнь».

Вера в жизнь... Она огромна у Р. В. Хубецовой. И это дает ей силы гак плодотворно трудиться: она создает произведения для детей и юношества, осуществляет их постановку в театре кукол «Саби», пишет одноактные пьесы для народных театров и сценарии для коллективов художественной самодеятельности. Ни дня без строчки—ее боевой девиз.

К 60-летию Октября на III Всероссийском фестивале драматургии н театрального искусства Р. В. Хубецова была награждена диплом- I степени «За высокие достижения в развитии драматургии народов СССР».

Многогранна творческая и общественная деятельность Р. В. Хубецовой. С 1952 года она работает в учреждениях культуры республики: заведующей литературной частью Осетинского театра, методистом республиканского Дома народного творчества, директором музея осетинской литературы имени К. Л. Хетагурова. Неоднократно избиралась депутатом городского Совета народных» депутатов, а также заседателем народного суда. Многократно — членом правления Союза писателей СО АССР и художественного Совета осетинского театра, является руководителем секции драматургии. Она всегда считала своей главной задачей в меру сил способствовать дальнейшему развитию литературы м искусства родного народа.

За многолетнюю и активную работу Р. В. Хубецова удостоена ряда правительственных наград, в том числе двух орденов «Знаак Почета», звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», дипломов и почетных грамот.

Долгой и счастливой жизни вам, Раиса Васильевна! Новых творческих удач!

Д. ТЕМИРЯЕВ